Развитие дизайнерских форм мебели разных исторически стилей тесно связанно с архитектурой исторических периодов. Основные закономерности общего формообразования в архитектуре и в мебели совпадают, различие состоит лишь в утилитарно-функциональном назначении. Большое расхождение постепенно проявилось в материальной реализации этих форм, которые связано с использованием разных материалов в строительстве и изготовлении мебели. Индустриализация промышленности привела к образованию отдельных областей и технологий изготовления строительных продуктов (балок, плит, столярных изделий, окон, дверей и т.п.) и материалов для изготовления мебели ( плиты ДСП; фанеры, шпонов и т.п.).

Особенность современной мебели массового производства состоит именно в том, что они являются промышленной продукцией прикладного характера. Итак, становится понятным, что современная мебель своей внутренней структурой резко отличаются от аналогов прошлых эпох, а именно: разные используемые конструкционные материалы, другие соединения, другие клеи, другие лакокрасочные материалы и, как следствие, другие архитектурные формы. В конструировании и проектировании изделий мебели на современном этапе появились три основных направления – этнографический, промышленный и авангардный. Суть этнографического в том, что архитектурная форма мебели носит региональный или национальный характер; промышленно-архитектурная форма и конструкция подчинены высокопроизводительному индустриальному массовому производству с использованием соответствующих массовых материалов; авангардного – новая, синтезированная форма и утилитарные свойства, которые в общем базируются на прогрессивных нетрадиционных современных материалах и технологиях.